Городской округ
город Котовск Тамбовской области

Роскадастр по Тамбовской области

Выявление нарушений земельного законодательства при проведении комплексных кадастровых работ

Комплексные кадастровые работы – это кадастровые работы, финансируемые за счет федеральных, региональных и внебюджетных средств, позволяющие одновременно охватывать один или несколько кадастровых кварталов для дальнейшего уточнения местоположения границ всех входящих в их состав земельных участков, исправления реестровых ошибок, уточнения местоположения зданий и их привязки к земельным участкам, образования земельных участков общего пользования. Исключением являются линейные объекты и земельные участки, расположенные в границах территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии.

Указанные работы проводят способами, которые соответствуют требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков (геодезический метод), а также без доступа на земельный участок  с помощью беспилотного воздушного судна посредством осуществления аэрофотосъемки (фотограмметрический метод), в ходе которой подготавливается ортофотоплан той или иной территории, в дальнейшем используемый как основа для карт-материалов (схем) в районах проведения кадастровых работ.

Картографическая основа во многом способствует выявлению нарушений обязательных норм земельного законодательства. Данные нарушения, в большинстве случаев, выражены в самовольном захвате (прихвате) земель.

При решении таких земельных споров специалисты Росреестра проводят проверочные мероприятия, направленные на установление признаков возможного нарушения в виде самовольного захвати части или полностью земельного участка, принадлежащего тому или иному лицу. В ходе контрольно-надзорного мероприятия государственным инспектором по использованию и охране земель нарушителю обязательных требований земельного законодательства может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии признаков самовольного занятия земель, либо, в дальнейшем, предписание об устранении выявленных нарушений.

Так, в 2024 году в рамках реализации пилотного проекта «вовлечение объектов недвижимости в экономический оборот в целях повышения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на территории Тамбовской области» Управлением Росреестра был проанализирован перечень земельных участков на территории с. Куксово, с. Лысые горы, с. Козьмодемьяновка, предоставленных Филиалом ППК «Роскадастр». Данный анализ был произведен на предмет выявления:

- земельных участков, площадь фактического использования которых превышала сведения о площади, указанной в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости);

- земельных участков, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН (как свободных от объектов недвижимости, но самовольно используемых, так и с расположенными на них объектами недвижимого имущества).

- самовольных построек.

В итоге, по трем населенным пунктам выявлено 154 нарушения земельного законодательства, на площади практически 12 га (119 773 кв. м.).

По итогам контрольно-надзорных мероприятий, описанных выше, вынесено 202 предостережения собственникам, самовольно использующим земельные участки без оформленных правоустанавливающих документов, в том числе с захватом дополнительной земли. Кроме того, предостережения также выносятся лицам, использующим земельные участки без оформленных на них прав, в случае, если на таких участках расположены объекты капитального строительства (здания).

На сегодняшний момент глобальной целью Росреестра является уточнение местоположения и постановка на кадастровый учет всех земельных участков, расположенных в границах Российской Федерации, сроком до 2028 года.

Горбунова Дарья – специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций и государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тамбовской области

Читать далее
Основания для возврата документов без рассмотрения

Законом «О государственной регистрации недвижимости» на сегодняшний день предусмотрено 11 оснований для возврата заявления и документов, представленных для государственного кадастрового учета и регистрации прав, без рассмотрения.

За пять месяцев текущего года Управлением Росреестра по Тамбовской области возвращено без рассмотрения по различным основаниям 268 пакетов документов, сто составило 0,35% от всех поданных пакетов документов.

Согласно закону Росреестр не будет рассматривать документы и вернет их заявителю в следующих случаях:

  • если представленные заявление и документы имеют подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, исполнены карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
  • если отсутствует информация об уплате гос.пошлины за предоставление госуслуги по истечении 5 дней с даты подачи соответствующего заявления, и документ об уплате гос.пошлины не был представлен заявителем;
  • если в ЕГРН содержится отметка о невозможности гос.регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на гос.регистрацию представлено иным лицом;
  • если заявление о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав не подписано заявителем;
  • если формат представленных в электронном виде заявления и документов не соответствует установленному формату;
  • если заявления о регистрации договоров долевого участия, заявления и документы от органов власти, юр.лиц (исключение, если стороной договора является физическое лицо) представлены в форме документов на бумаге, т.к. с 1 марта 2025 года такие заявления и документы предоставляются только в электронной форме;
  • если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит гос.регистрации в соответствии с законом;
  • если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета;
  • если заявление и документы представлены повторно и при этом по ранее представленному такому заявлению принято решение о гос. кадастровом учёте и (или) гос. регистрации прав;
  • если заявление о гос.регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, заявление о гос.регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прилагаемые к ним документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), и при этом в ЕГРН отсутствует запись о возможности представления таких заявлений и документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных УКЭП;
  • если в ЕГРН содержится отметка о невозможности гос.регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и гос.регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок (исключение - переход права в порядке универсального правопреемства) до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках государственного земельного надзора нарушения обязательных требований земельного законодательства или отмены выданного предписания об устранении выявленного нарушения по результатам рассмотрения жалобы на решение уполномоченного органа власти по осуществлению федерального государственного земельного надзора, либо отметка о невозможности гос.регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и гос.регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.

Светлана Пальчикова – начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Тамбовской области

Читать далее
О распределении земель Тамбовской области в 2024 году по категориям и формам собственности

Ежегодно Управлением Росреестра по Тамбовской области проводится большой анализ и формируется доклад о состоянии и использовании земель области.

Согласно проведенному анализу, по состоянию на 1 января 2025 общая площадь земель Тамбовской области осталась без изменений и составила 3446,2 тыс. га.

В состав области входят семь городов областного значения (городские округа – Тамбов, Мичуринск, Уварово, Котовск, Моршанск, Рассказово и Кирсанов), а также один город районного значения – город Жердевка. В составе области также представлены 23 муниципальных округа.

Границы города Тамбова утверждены Законом Тамбовской области от 20.09.2021 № 661-З «Об установлении границ муниципального образования город Тамбов Тамбовской области и определении места нахождения его представительного органа и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области». По состоянию на 1 января текущего года общая площадь городского округа – Тамбов составляет 21 981 гектар.

Самую большую долю из всех земель области составляют земли сельскохозяйственного назначения – 2781,1 тыс. га. Земли лесного фонда составляют - 375,8 тыс. га. Земли населенных пунктов занимают площадь в 218,9 тыс. га. Остальная территория - это земли промышленности и иного специального назначения (49,1 тыс. га.), земли особо охраняемых территорий и объектов (10,8 тыс. га), земли водного фонда (7,7 тыс. га.) и земли запаса (2,8 тыс. га.)

По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2025 года:

- в собственности граждан находилось - 44,3 % земель (1525,4 тыс. га),

- в собственности юридических лиц - 20,5 % земель (705,2 тыс. га)

- в государственной и муниципальной собственности - 35,2 % земель (1215,6 тыс. га).

Относительно общей площади земель по всем категориям, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц, за 2024 год произошло увеличение земель, находящихся в собственности юридических лиц на 25,4 тыс. га за счет выкупа у граждан и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности.

В то же время в 2024 году площадь сельскохозяйственных угодий (пашня) в землях категории сельскохозяйственного назначения уменьшилась на 0,1 тыс. га и составила 2036,3 тыс. га за счет их перевода в земли категории «земли особо охраняемых территорий». Таким образом, площадь несельскохозяйственных угодий «земля застройки» увеличилась на 0,1 тыс. га и составляет 56,2 тыс. га.

Также на 0,1 тыс. га уменьшилась площадь сельскохозяйственных угодий (пастбища) в составе земель категории «земли населенных пунктов» и составила 388,7 тыс. га, ввиду перевода в земли категории «земли промышленности». У земельных участков впоследствии был изменен вид разрешенного использования с «зерноводство, растениеводство, овощеводство» на «недропользование», подразумевающее выполнение собственником работ по разработке гравийных, песчаных карьеров, добычи глины и каолина. Таким образом, в составе «земель промышленности» произошло увеличение «прочих земель» на 0,1 тыс. га и составило 38,2 тыс. га.

Ознакомиться с полной версией доклада О состоянии и использовании земель в Тамбовской области в 2024 году можно на сайте Росреестра в разделе «Открытая служба» - «Статистика и аналитика» - «Землеустройство и мониторинг земель» или по ссылке.

Ирина Волкова – начальник отдела землеустройства, мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Тамбовской области

Читать далее
Комплексные кадастровые работы: когда границы считаются согласованными

Напомним, что на территории Тамбовской области в 2025 году в границах боле чем 700 кадастровых кварталов проводятся комплексные кадастровые работы (ККР).

Результатам комплексных кадастровых работ являлось уточнение границ земельных участков и объектов капитального строительства, а также исправление реестровых ошибок в отношении земельных участок, расположенных на территории указанных кварталов.

В соответствии с Законом о кадастровой деятельности установлен особый порядок согласования местоположения границ земельных участков в случае проведения комплексных кадастровых работ.

Если при проведении обычных кадастровых работ граница уточняемого и смежных земельных участков подлежит обязательному согласованию либо личной подписью в акте согласования, либо направлением уведомления о проведении собрания, то при ККР, учитывая в том числе масштабы работ, согласование границ происходит немного иначе.

Так, согласование местоположения границ земельных участков при выполнении ККР осуществляется согласительной комиссией, формируемой органом местного самоуправление, на территории которого расположены кадастровые кварталы, являющиеся объектом проведения ККР.

В настоящее время согласительные комиссии созданы каждым органом местного самоуправления.

В состав согласительной комиссии, возглавляемой главами соответствующих муниципальных образований, вошли представители органов местного самоуправления, представитель областного Министерства имущественных отношений и государственного заказа, представитель МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях, представители СРО кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер – исполнитель ККР, а также представитель Управления Росреестра по Тамбовской области.

Уведомление о проведении заседания согласительной комиссии публикуется за 15 рабочих дней до ее проведения на официальном сайте Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, в газете «Тамбовская жизнь», на сайтах органов местного самоуправления, на информационных щитах на месте проведения ККР, а также на странице Управления Росреестра по Тамбовской области (https://rosreestr.gov.ru – открытая служба – статистика и аналитика – Тамбовская область - Комплексные кадастровые работы в Тамбовской области - Извещения о заседании согласительной комиссии).

Там же размещены для ознакомления проекты карта-планов, то есть документов, содержащих описание уточненных земельных участков, объектов капитального строительства, и земельных участков, в отношении которых исправляется реестровая ошибка.

О том, что в отношении территории проводятся ККР, извещения также опубликована на указанных сайтах.

Если ваши объекты располагаются на территории, в отношении которой проводятся ККР рекомендуем ознакомиться с проектом размещенных вышеуказанными способами карта-планов, и в случае, если есть возражения, то они в установленной форме должны быть представлены в соответствующую согласительную комиссию (в орган местного самоуправления на территории которого расположен объект недвижимости).

По закону, такие возражения могут быть представлены после размещения извещения о проведении заседания согласительной комиссии до ее заседания, либо в течение 35 дней после проведения первого заседания комиссии.

Причем, законом ограничен круг лиц, кем может быть подано такое возражение. В частности, возразить можно только в отношении установленных границ своего земельного участка, либо смежного в случае, если установлением границ смежника меняются ваши границы.

Границы земельных участков и объектов капитального строительства будут считаться согласованными, если в указанный срок возражения не поступят или будут сняты на заседаниях согласительных комиссий.

Ирина Бирюкова – начальник отдела ведения ЕГРН и обработки документов Управления Росреестра по Тамбовской области

Читать далее
В Роскадастре по Тамбовской области рассказали о внесении в ЕГРН сведений о санитарно-защитных зонах предприятий

На 1 мая 2025 года в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесено 200 санитарно-защитных зон Тамбовской области. Поскольку такие зоны относят к зонам с особыми условиями использования территорий, к расположенным в их границах объектам недвижимости применяется особый режим использования, а сведения о зонах подлежат обязательному внесению в ЕГРН.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это территория между границами промплощадки, складов открытого и закрытого хранения материалов и реагентов, предприятий сельского хозяйства, с учетом перспективы их расширения и селитебной застройки.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ней предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Решение об установлении (изменении, прекращении существования) ССЗ принимается в зависимости от санитарной классификации объекта Роспотребнадзором или его территориальными органами.

В границах таких зон определены ограничения по использованию земельных участков. В частности, не допускается размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения, ведение дачного хозяйства и садоводства.

Владельцам объектов, в отношении которых должны быть установлены санитарно-защитные зоны, дан срок на подачу соответствующего заявления в Роспотребнадзор и приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в соответствие с режимом использования участков.

В соответствии с постановлением от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство, т.е. на стадии проектирования. Это означает, что без проекта обоснования санитарно-защитной зоны ни один объект теперь не может быть введен в эксплуатацию.

Правообладатели объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор заявление с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Роспотребнадзор в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления такого заявления принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования.

В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта, ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны.

Сведения о границах санитарно-защитных зон, об ограничениях использования объектов недвижимого имущества, находящихся в границах санитарно-защитных зон, вносятся в ЕГРН в соответствии с ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Одновременно с внесением сведений о границах санитарно-защитной зоны в ЕГРН формируются сведения об ограничениях на земельные участки или их части, попадающие в границы такой зоны.

Если земельный участок или его часть попадают в санитарно-защитную зону, такие сведения отображаются в выписке из ЕГРН на земельный участок, а также на Портале пространственных данных «Национальная система пространственных данных» (nspd.gov.ru).

Земельные участки, расположенные в границах санитарно-защитных зон, у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах вводится особый режим использования таких участков, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о ней в ЕГРН.

Начальник отдела ведения реестра границфилиала ППК Роскадастр 
по Тамбовской области Подхватилина Елена Александровна

Читать далее
Эксперты регионального Роскадастра ответили на популярные вопросы о кадастровой стоимости недвижимости

В ППК Роскадастр по Тамбовской области регулярно поступают вопросы граждан относительно кадастровой стоимости объектов недвижимости. На самые популярные и актуальные вопросы ответила начальник отдела кадастровой стоимости регионального филиала ППК «Роскадастр» Марина Белевитина.

  1. Вопрос. Обращался в Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (ЦОКСОН) с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости здания, прислали решение об исправлении, куда его предоставить?

Ответ:

Решение об исправлении ошибки при определении кадастровой стоимости приносить никуда не нужно. Кадастровая стоимость вносится в данном случае на основании Акта, подготовленного ЦОКСОН на основании решения, и направляется ими самостоятельно. В течение пяти рабочих дней с момента поступления сведений в Роскадастр кадастровая стоимость вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

  1. Вопрос. Поменяли вид разрешенного использования земельного участка. Почему в выписке ЕГРН, которую выдали после учета, кадастровая стоимость не изменилась?

Ответ:

Определение кадастровой стоимости в данном случае осуществляет ЦОКСОН в течение 10 рабочих дней со дня поступления сведений об объекте недвижимости.

В течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости ЦОКСОН направляет Акт для внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.

Роскадастр вносит сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления Акта. Если сведения об объекте были переданы, например, 14 мая 2025 года, то с этой даты начинается отсчет необходимого времени для оценки и внесения сведений. После можно запросить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, она бесплатная.

  1. Вопрос: Обращались в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной, нам вынесли положительное решение 05.05.2025. Нужно ли направить решение суда в Роскадастр по почте или обращаться в МФЦ?

Ответ:

В соответствии с частью 4.1 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае, если судом принято решение об изменении сведений о кадастровой стоимости, копия вступившего в законную силу решения суда направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН, для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости. Таким образом, заверенную копию решения суда не требуется предоставлять в Роскадастр или направлять по почте – этот экземпляр остается у заявителя.

Тамбовский областной суд самостоятельно направит решение суда в Роскадастр после того, как оно вступит в законную силу.

Пресс-служба филиала ППК «Роскадастр» по Тамбовской области

Читать далее

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике